Меню

Техники e-learning: какие бывают?

Сегодня e-learning плотно вошло в нашу реальность – электронное обучение больше не привилегия, а часть образовательного процесса как в вузах, так и в бизнесе.

Заметную роль в росте популярности онлайн-образования в России сыграл локдаун, введенный на фоне пандемии коронавируса: выручка поставщиков электронного обучения выросла более чем на 50%.

Есть мнение, что e-learning — это новая креативная индустрия, в которую привлекается все больше новых технологий, игровых механик, элементов машинного обучения и виртуальной реальности.

Эволюция подходов к электронному обучению

Появление и развитие Интернета привело к взрывному росту CAI (Computer Assisted Instruction или CAL – Computer Assisted Learning) в 1990-е годы. Электронное обучение вышло за пределы университетов и стало важным элементом образования и повышения квалификации во многих сферах. Сегодня компьютер используется и как средство, с помощь которого можно изучать учебный материал, и как канал коммуникации ученика с преподавателем.

Мировая тенденция распространения e-learning затронула корпоративное обучение, что, в свою очередь, повлекло за собой бум LMS (Learning Management System) – систем управления обучением. В 2000-х LMS внедряли повсеместно. С их помощью осуществлялось администрирование и управление дистанционным обучением.

Затем появляются МООК – массовые открытые онлайн-курсы. Сегодня широкое распространение получили платформы LXP (Learning Experience Platform) с интегрированными адаптивными технологиями.

Данные подходы к e-learning можно применять во многих процессах внутри компаний. Например, электронное обучение часто становится незаменимым помощником в составлении курсов для работы с персоналом по следующим направлениям:

— Онбординг – социализация и профессиональная адаптация новых сотрудников.
— Комплаенс – освоение сотрудниками комплекса правил, направленных на соблюдение корпоративной бизнес-этики и норм принятого законодательства.
— Оценка профессиональных достижений персонала.
— Регулярные сертификации.
— Развитие карьеры и повышение квалификации.

Какие подходы к e-learning существуют сегодня?

Использование того или иного подхода к e-learning в компании обусловлено количеством времени, которое работодатель готов выделить для обучения сотрудников, и конкретными бизнес-задачами. Преимущественно, рынок делят системы LMS (WebTutor, ISpring, Эквио, Компетентум) и платформы для проведения вебинаров (webinar.ru, myownconference). Кроме того, существует LXP (Learning Experience Platforms) – новое поколение платформ, направленное на повышение качества обучения и ориентированное на пользователя.

LMS позволяют управлять организационными процессами, ходом обучения и формировать бюджетирование, что является необходимостью для больших компаний с многоступенчатой иерархией. Однако методы доставки контента у данной платформы не гибки, в отличие от адаптивных платформ. На промышленных предприятиях популярны бизнес-симуляторы. Их используют для обучения управленческим компетенциям.

Однако здесь возникает вопрос: стоит ли полностью отказываться от системы LMS? Это то, что нужно оставить в прошлом? Или, может быть, LMS – хороший «трамплин» для платформ будущего, который нельзя игнорировать?

Ниже мы подробнее рассмотрим преимущества и недостатки каждого из подходов к e-learning и объясним, как компаниям взять больше от каждого из них. 

Различия между LMS, LXP и платформами для вебинаров

Чтобы целесообразно инвестировать в корпоративное образование, следует, прежде всего, понять:

1) Действительно ли эпоха традиционной системы управления обучением (LMS) прошла и уступила место платформе, основанной на пользовательском опыте?
2) Можно ли назвать LXP  – технологией обучения будущего?
3) Какому из подходов стоит отдать предпочтение сегодня?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выделить ключевые различия между LMS, LXP и платформами для вебинаров.

Что такое система управления обучением (LMS)?

С помощью системы LMS можно создавать и публиковать онлайн-курсы, управлять ими и отслеживать результаты. Самый простой пример использования LMS – создание ознакомительных курсов для новых сотрудников (онбординг). Выводы о компетенциях в этом случае можно сделать по результатам зачетного теста. Однако нельзя сказать, что данная платформа ориентирована на учащихся (и в этом ее главный недостаток) – она была разработана как средство «управления» обучением, каталогами курсов с акцентом на соответствии бизнес-правилам и нормативным актам.

Отсутствие гибкости и индивидуального подхода к обучению сделало необходимым появление персонализированной, адаптивной формы представления контента. Хотя LMS все еще широко применяется, например, в обучении комплаенсу (проверке соответствия определенным требованиям и нормам в компании), говорить о том, что у платформы есть большие перспективы в корпоративном секторе, нельзя. Как показало исследование L&D Tech Barometer Research Report, проведенное в 2019 году, только 13% респондентов планировали внедрить LMS в течение года.

Что такое LXP-платформа?

Некоторые исследователи утверждают, что существование рынка LXP обусловлено тем, что парадигма и методы LMS потеряли свою актуальность. Но еще большее значение LXP приобретает в том случае, когда люди все чаще начинают задумываться о контенте, потребляемом ежедневно. Согласитесь, в условиях информационного шума нам хочется смотреть и читать только то, что соответствует нашим интересам и предпочтениям. С этой задачей неплохо справляются современные стриминговые сервисы, которые персонализируются под конкретного пользователя и предлагают интересную ему ленту рекомендаций (например, YouTube, Spotify и Netflix).

Этот же механизм используется при составлении курсов на платформе LXP. В такой системе обучения вы можете найти нужные вам материалы одним нажатием кнопки, не тратя время на поиск, и выбрать удобную форму представления контента: будто то статьи, видеоролики, подкасты или вебинары. При этом, учащийся может самостоятельно контролировать процесс получения знаний, а платформа – подстраиваться под пользовательский опыт.

Еще несколько преимуществ LXP-платформ:
1) Адаптивные траектории обучения.
2) Каждый учащийся может внести вклад в содержание курса с помощью своего опыта.
3) Есть пространство для дискуссий, совместного обучения и коучинга.
4) Способность отслеживать процесс обучения с помощью xAPI (xAPI (Experience API) — это стандарт e-learning, который помогает собрать больше данных об обучении, – Прим.ред.).
5) Выявление soft skills – комплекса «гибких» неспециализированных навыков, которые не связаны с рабочими функциями сотрудника, но помогают в их осуществлении.

Таким образом, использование LXP-платформ позволит уделить больше времени процессу обучения и избавит от временных затрат на поиск контента. Но не спешите с выбором в пользу LXP: все не так просто.

Что такое платформы для проведения вебинаров

Сегодня все большую популярность приобретает формат микрообучения (Микрообучение – это получение знаний небольшими «порциями» за короткий промежуток времени, — Прим.ред.), вебинаров.

Широкое применение вебинаров в корпоративном обучении обусловлено тем, что компании, как правило, стараются задействовать внутренние ресурсы для подготовки сотрудников, сохранять базу знаний и накопленный опыт в контуре компании.

Вебинары позволяют организовать обучение в формате видеоконференции (что особенно актуально в период вынужденной самоизоляции) и делают образовательный процесс интерактивным.

Что же все-таки выбрать?

Повышение уровня осведомленности о рынке e-learning в корне меняет ландшафт корпоративного образования и позволяет компаниями выбирать подходы, отвечающие конкретным бизнес-целям.

Несмотря на явное преимущество LXP перед LMS и растущую популярность вебинаров, до сих пор остаются задачи, которые лучше доверить платформам для управления обучением. В их число входят, например, производственные задачи.

Системы LXP – это новое поколение платформ, которые задают тренды в электронном обучении. Они предоставляют пользователям высокую степень персонализации, кастомизацию, и, кроме того, их легко масштабировать. Однако сегодня стоит задуматься над тем, чтобы совместить традиционную систему LMS и расширенные возможности LXP.

Системы, основанные на пользовательском опыте, беспрепятственно интегрируются в существующие платформы для управления обучением. Если компания использует надежную систему LMS, отвечающую задачам в области HR и L&D (Learning and development), гнаться за трендами не стоит.

В этом случае можно начать с поэтапного и размеренного внедрения более современных способов подачи учебного материала по некоторым направлениям подготовки. Постепенная интеграция будет комфортна и руководству, и сотрудникам, которые проходят обучение.

Другие статьи →